Иван Кургузов (zoosad) wrote,
Иван Кургузов
zoosad

Category:

Чёрный отряд - 2019 (критический разбор критики)

Для начала, поплачусь.
Ну а потом пройдусь по тем моментам, которые после игры звучали во многих устах ярче всего.

Ключевое, что, помимо полигона, критиковали до игры - работа с игроками. Я, с одной стороны, согласен, а с другой стороны, не согласен очень сильно, о чём дальше в разделе "Выбесило". Собственно, из-за этого раздела я и принял решение к игре не готовиться и вообще ничего про неё не знать, а поехать в последний момент на горящую роль. И тут, за 2 недели до игры, меня приложило об стену этой самой работой с игроками.
Когда я о себе напомнил МГ, они немедленно сказали, что самые большие дыры в Лордах и надо туда. Предложили ЩИКАРНУЮ роль:
- тайный глава уничтоженного рода вне закона (Гилбери);
- надо набрать по полигону сторонников;
- взять власть в Лордах;
- и сделать так, чтобы Лорды стали оттягивать к себе часть власти из Чар, стали конкурировать.
Я где-то это уже видел, поэтому сразу отказался. Подождал других предложений, потом снова напомнил о себе, заодно перечислив, что мне за этот год предлагали другие игроки. МГ "склеила" несколько из этих предложений, в результате я должен был стать имперским Судьёй, человеком Меняющего и иметь родственников в Лордах. Я согласился.
Угадайте с одной попытки, откуда у персонажа родственники в Лордах. Естественно, узнал я об этом уже сильно позже. А вишенкой на торте мне выдали сертификат на оружие, "сразившее Хромого". Знаете, что умело это оружие? УЖЕ тяжелораненного Хромого на полчаса могло зафиксировать, как в модели связыванияя.

Наверное, стоило с самого начала поехать к Арвен, без промежуточных стадий. Или с самого начала поехать в Логово ... но там, кстати, я тоже носом ударился. Одиночкой или небоевоей микрокомандой туда не брали, а в крайнем случае предлагали с упоением играть в местное население.

И об игре. Это скорее не разбор, а набор критических замечаний, в том числе, критических замечаний про чужую критику.

Для справки. Я очень много играл в Чарах и Лордах, и немного играл в Розах. Больше ничего на игре не видел.

1. Грязь
Про грязь на ЧО, на мой взгляд, проблема преувеличена. Да, было тяжело, и комментировали это постоянно - но реальной проблемой была не грязь, а чуть бОльшая дистанция между городами, чем нужно. А так все, кого я видел, просто ходили в резиновых сапогах или какой-то другой хорошей обуви. Падать было неприятно, но это случалось редко. Плюс некоторые дороги были без грязи.
Я приехал во вторник, часть пути вещи тащил на себе. И, хотя грязь была постоянной темой разговоров - но скорее с улыбкой.
Древесину вглубь полигона засунули сравнительно малой кровью. Трансфер для вещей игроков организовали. В т.ч. на выезд. Регулярно проезжал грейдер и ровнял дорогу... хотя это и не всегда помогало в первые дни в связи с погодой.

Я согласен, что необходимость завезти холодильники и соловьиные язычки в кубометрах была бОльшей проблемой, ну и , в целом, усиливала проблему грязи. Но если взять поменьше соловьиных язычков, то всё нормально в лес доставили и вывезли.

2. Сюжеты, загрузы и прочее
На мой взгляд, игра была достаточно насыщена и микро-сюжетами, и командными сюжетами. В том месте, где начиналось условно-мирное население. Т.е. НЕ кабаки и НЕ вооружённые отряды. Было много информации, много движения информации, заговоров, подкупов, шпионажа на ровном месте и так далее. С парой важных ограничений, но про них сильно ниже. Была и древняя вражда, и наследники одних в рядах других, и прочая и прочая. Часть этого резонировала с происходящими событиями и развивалась ... но тоже с важным ограничением и об этом тоже ниже.
Для примера, в Розах можно назвать целый ряд семей, где внутри одной крупной семьи были и воскресители, и повстанцы, и агенты Империи, в т.ч. двойные, и при этом имели сложные личные романтические завязки. А уж в Лордах этого вообще был вагон. Но на эту информационную систему сильно повлияли (1), (2) и (3), о чём ниже.

3. Власть
На мой взгляд, если игра в заметной степени про власть, то на ней должна происходить либо сменяемость власти, либо почти приводящие к успеху попытки. И такой механизм, как "выборы", крайне редко даёт желаемый мастерами результат. Ни толком борьбы, ни сменяемости не происходит. Я за всю свою игровую "карьеру" знаю только один однозначный успех, и он произошёл только потому, что ВСЕ приехали играть именно в это. Речь идёт про город Рим на игре "Рубикон" в 2004м году. Но "комплектовался" этот результат тем, что все лидеры мнений каждый день с 12 и до 18ти заседали в закрытом от посторонних Сенате. На игре даже был женский бунт "Верните мужчин из сенатской Курии!".

На всех остальных играх работает один из двух сценариев:
- "Та сволочь, которая покусится на губернатора, потом будет обязана занять его место"
- "А на кого ты предлагаешь поменять главного военного командира, который всех вывез и построил?"

На мой взгляд, ЧО ярко показал проблему с борьбой за власть с помощью выборов на ролевой игре. Было всё - и постоянные тандемы "сегодня я судья, а завтра ты, а потом снова я", и голосование в бюллетенях пачками, и малое влияние на игру выборных должностей и так далее.

Стоит сказать, что имперская верхушка с самого начала ехала играть в отсутствие сменяемости и внутренних противоречий. А раз в Чарах было организовано так - то странно было ждать от Лордов, что в них будет внутри соревновательность.
В целом-то и мастера эту соревновательность заложили, и руководство Империи хотело её пестовать (только странным методом) - но параллельно в город выпустили сильных игроков, заинтересованных в объединении. По моим ощущениям, в Розах было похоже.

Я думаю, что в лесу работают те методы и схемы, которые основаны на самых мощных "социальных" силах. Да, где-то есть роль личности, но она тоже всегда опирается на какую-то "силу". Мне вот приписывают всю организацию мирного бунта в Лордах - а я только успешно раздул уже имеющиеся настроения.
И тут мы подходим к первой (1) из действительно серьёзных, настоящих проблем "Чёрного отряда". Крупные боевые команды были только в двух городах. И никакими сюжетами, никакой накачкой нельзя было создать даже попытки противостояния другого города.

Тот факт, что пацаны привезли доспехи - большая сила. То, что сегодня вечером пир и в таком-то трактире наливают за игровые - тоже большая сила. Какая-то команда с очень большой энергией, которая рвётся к власти, может создавать такую силу. Но сертификат на самое могущественное заклинание такой "социальной силой" не будет, если только с самого начала все игроки на полигоне не приехали играть в поиск подобного сертификата.
Ещё пример. Имперская что разведка, что контрразведка, что кто угодно другой много и старательно изучали Розы, но аккуратно и исподволь. Постоянно ходили слухи, что город уже повстанческий, что там убивают всех имперцев и так далее. Я ходил в Розы 3 раза в день и каждый встречный первым делом у меня спрашивал, когда к ним в город пришлют нормальную имперскую власть, а то им не хватает. На второй день толком безвластия сильный имперский консул с небольшой энергичной командой был бы самым популярным человеком в городе, и никакие воскресители никогда бы там не возвели никакой стеллы. Ну, естественно, если бы консул не мешал одной могущественной семье поддерживать повстанцев :-)
Т.е. "социальная сила" может возникнуть на полигоне, но там должно как следует припечь.

Извините за многословие, но работает то, во что верят, и верят все.
Как правило, в тяжеловооружённых мужчин верят лучше, чем в одного оратора. Что успешно продемонстрировал Хромой.

4. Неравномерность раздачи ролевой игры
Это было. На мой взгляд, это вторая (2) настоящая проблема ЧО. Некоторым тиграм действительно не докладывали мяса. Со стороны у меня сложилось впечатление, что сильнее всего "повезло" Логову, но за что купил, за то продаю.
Вот вам пример из Чар: из приёмной Госпожи выдавили "отдел протокола" и там засели маги сотоварищи, которые занимались своими магическими делами и подключиться ты к этому никак не мог. Отдел протокола мы потом постарались вытащить в остальную ролевую игру, но получилось не очень.
Естественно, у Взятых был вагон и маленькая тележка игры, но они могли в это погрузить только свой самый ближний круг, при этом без радиосвязи. Библиотеки играли в ролевую игру приблизительно также, как в неё обычно играют кабаки.
В имперской администрации было в общем и целом нормально организовано разделение обязанностей, но, во-первых, кому-то досталось сильно меньше и с дублированием, а во-вторых, на определённом уровне всё сводилось к 2-3 персонажам, которые, естественно, были радикально заняты. Соответсвенно, не всегда получалось поиграть даже в то, что тебе отсыпали.
Представьте себе, высшие сановники Империи, у которых вроде столько всего, что играй не хочу - нередко часами сидели в не пригодившемся зале заседаний и ждали. И наоборот те, кто имел отношение к экономике, боёвке или магии - бегали как угорелые. Хотя я не уверен, что они всегда ощущали себя играющими в ролевую игру.

На это наложилась (3) настоящая проблема ЧО. Между городами было 5-7 минут по сухой дороге очень быстрым шагом. В реальности идти надо было 12-15 минут. Это значило, что по любому делу ты уходил на несколько часов, чтобы сразу сходить в несколько мест. Что существенно снижало коммуникацию, и, соответственно, усиливало эффект неравномерности раздачи ролевой игры. Хочу я вот, например, организовать заговор. Нашёл нескольких сообщников. В первый раз мы в одном месте собрались. А во второй раз, чтобы выйти на дело, уже не собрались, т.к. кого-то задержало бОльшее количество выданной ролевой игры, а кого-то дальняя дорога.
Или та же соревновательность внутри города. Если у тебя нехватка сторонников, то нужны иногородние - а ты их видишь 2 раза в день...
Какой-то у меня Акын получился вместо разбора, но надеюсь, умные мысли выше этой строчки есть.

А теперь раздел
5. Выбесило
Вот одна цитата из мастерского отчёта:
"Здесь самое время сказать ещё одно гигантское спасибо всем авторам того творчества, которое создавалось вами до игры и продолжает создаваться после, которое помогало обогащать мир и работало на идею игры. Никогда ранее на наших играх его не было в таком масштабе. Несколько стикерпаков, стихи и частушки, колоды для тонка, фотосессии, десятки фантастических летописей, иллюстрации, более сотни далеко не самых банальных текстов, песни, от юмористических до серьезных, блоги, идеологии, бои нарративов и многое другое." (4)

И другая цитата из мастерского отчёта:
"Усилия по формированию игровых правил и норм в обход мастерской группы, неигровые угрозы отрядам, чтобы они перешли на другую сторону, неигровые договоренности, про которые заведомо известно договаривающимся сторонам, что они пойдут во вред в игре, создание связанных с игрой нарративов и попытки перехвата нарративов в ролевых СМИ и чатах, массовые поддерживающие негативную повестку комментарии к каждому посту по теме игры от тех, от кого мы слышим, как игра им безразлична, массовое обесценивание игроков за персонажные действия, десятки ультиматумов, включая ультиматумы об игровых бонусах из-за неигровых причин, таких, как правовой статус леса или качество дорог, да и всё обсуждение про правовой статус леса, про который было известно, что он не уникален для данного полигона. И как вишенка на торте — анонимные заявления от ролевиков в государственные органы с требованиями проверки и отмены мероприятия." (5)

Я полностью уверен в том, что старательно поддерживаемое мастерами (4) очень сильно повлияло на возникновение (5). Пестовали создание нарративов - получите и распишитесь.
Я именно из-за этого перестал готовиться к ЧО и решил взять горящую роль за 2 недели до - не хотел и не мог участвовать в бесконечных скандалах и нагнетании эмоций, связанных с игрой. Начали за здравие, а появилось ханжество, двойные стандарты, подмена игрока персонажем и наоборот.

Всё это отличненько наложилось на стремление выиграть ролевую игру у одних, гордыню других и любовь пораздувать конфликт третьих.

Наличие Коврочата хорошо и ярко показывает, что мы такие же люди, как и все вокруг. При безнаказанности мы будем ругаться в интернетах, а если конфликт не просто разрешён, но конкретно рекомендован ...
Есть такая популярная передача на Ютубе "Что было дальше". Якобы про интересные истории, но на самом деле её суть в том, что 6 комиков издеваются любым способом над пришедшим гостем. На волне успеха эти же люди запустили "Roast battle", где уже прямым текстом соревнования в прожаривании друг друга. При этом, кстати, речь идёт не про западную "Прожарку", где высмеиваются существующие пороки и ошибки конкретного человека - а наша передовая разработка. Где просто обсирают и всё. И популярность огромная и будет расти.
Нам оно в РИ точно нужно?

Этот пласт игры ЧО, по моему мнению, повлиял на всю игру вообще, и поспособствовал большому количеству пожизнёвых конфликтов. Был период, когда многие опасались, что достигнет уровня приснопамятного Мартина-2008, но обошлось. Но ещё раз в эту воду очень, очень не хочется.
Tags: отзыв, рпг
Subscribe

  • Так нельзя!

    Это что-то невероятное. Сегодня ночью я вернулся с ролевой игры про 1905й год. На ней разные социальные группы договорились и организовали…

  • Круговорот российских финансов

    Хотел об этом написать в комментарии прямо там, к статье, но не работала всю прошлую неделю система комментирования. Поэтому напишу тут. В прошлом…

  • Выборы-выборы

    Всё-таки сволочи. Нет, ладно они мне и ещё тысячам, если не десяткам тысяч наблюдателей испортили понедельник. Это приемлемо и мы знали, на что идём.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Так нельзя!

    Это что-то невероятное. Сегодня ночью я вернулся с ролевой игры про 1905й год. На ней разные социальные группы договорились и организовали…

  • Круговорот российских финансов

    Хотел об этом написать в комментарии прямо там, к статье, но не работала всю прошлую неделю система комментирования. Поэтому напишу тут. В прошлом…

  • Выборы-выборы

    Всё-таки сволочи. Нет, ладно они мне и ещё тысячам, если не десяткам тысяч наблюдателей испортили понедельник. Это приемлемо и мы знали, на что идём.…