Иван Кургузов (zoosad) wrote,
Иван Кургузов
zoosad

Categories:

Набоков "Весна в Фиальте", Клюев "Между двух стульев", рассказы Аверченко, Остин "Доводы рассудка"

Осторожно, буковок ОЧЕНЬ много, я даже некоторое количество чужих напихал. Первые два произведения мне поручили в рамках барсулетки.

В школе я был, как и сейчас, достаточно ленивым. Особенно доставалось длинным упражнениям на одно правило, что по русскому, что по математике. А также произведениям для внеклассного или несколько более классного чтения. Однажды всему классу выдали задание прочесть любое произведение Паустовского и потом написать изложение. Ну и выдали список, где всякие там "Телеграмма", "Английская бритва" и так далее. Я вовремя не прочёл, поэтому сделал вид, что читал изучавшуюся в предыдущем году "Мещёрскую сторону" и написал изложение. Естественно, запомнил из всего произведения я ровно столько же, сколько большинство мальчиков из школы из "Трое на четырёх колёсах":

"...и каждое описание природы в книжках напоминает мне урок в жаркий летний день, когда я сидел в классе вместе с другими мальчуганами.
Это был урок английской литературы. Мы только что закончили чтение длинной поэмы, название и автора которой я, к стыду моему, позабыл. Помню, что поэма не понравилась нам тем, что она была длинна, хотя других недостатков мы в ней не заметили. Когда последние строфы были прочтены и книги закрыты, учитель – ласковый седой джентльмен – пожелал, чтобы мы рассказали поэму своими словами.
– Ну, скажите мне, – обратился он к первому ученику, – о чем тут говорится.
Мальчик опустил голову и отвечал сконфуженным тоном, как о предмете, о котором он никогда не заговорил бы сам:
– О девице, сэр.
– Да, – отвечал учитель, – но я хочу, чтобы ты рассказывал своими словами: ведь мы говорим не «девица», а «девушка». Продолжай.
– О девушке, – повторил первый ученик, еще более смущенный объяснением, – которая жила в лесу.
– В каком лесу?
Мальчик внимательно исследовал свою чернильницу и посмотрел на потолок.
– Ну! – сказал учитель нетерпеливо. – Ведь ты читал описание этого леса целых десять минут и теперь не можешь ничего вспомнить?
– «Сучки дерев, изогнутые ветви» – начал мальчик.
– Нет, нет! Я не хочу, чтобы ты повторял слово в слово! Ну, расскажи по-своему, какой это был лес.
– Обыкновенный лес, сэр.
– Скажи ему, какой это был лес, – обратился учитель к следующему мальчугану.
– Зеленый лес, сэр!
Учителю стало досадно; он назвал второго мальчугана тупицей и вызвал третьего. Этот уже сидел как на горячих угольях, весь красный от нетерпения, и размахивал правой рукой, как семафор; он вскочил и ответил бы в следующую секунду, даже если бы его не вызвали.
– Темный и мрачный лес, сэр! – воскликнул он с облегчением.
– Темный и мрачный лес, – повторил учитель с видимым одобрением. – А почему он был темный и мрачный?
Третий мальчик не оплошал:
– Потому что солнце не могло туда проникнуть!
Учитель почувствовал, что попал на поэта.
– Да. Потому что солнце или, вернее, лучи света не могли туда проникнуть. А почему они не могли проникнуть?
– Потому что листья были очень густы, сэр.
– Очень хорошо. Итак, девушка жила в темном и мрачном лесу, сквозь густую листву которого не проникали лучи света. Теперь – дальше! Что росло в этом лесу? – обратился учитель к четвертому мальчику.
– Деревья, сэр.
– А что еще?
– Мухоморы, сэр.
Учитель не был уверен относительно мухоморов, но, справившись с книгой, нашел, что мальчик прав.
– Совершенно верно. Мухоморы росли в этом лесу. Ну а что еще? Что бывает в лесу под деревьями?
– Земля, сэр.
– Нет, нет! Что растет еще, кроме деревьев?
– Кусты, сэр.
– Кусты. Очень хорошо. Теперь мы подвигаемся. Ну а что еще? – И учитель указал на мальчугана в конце класса, который думал, что лес от него еще очень далеко, и занимался поэтому игрой в крестики и нолики сам с собой.
Потревоженный и раздосадованный, но чувствуя, что обязан прибавить что-нибудь к лесу со своей стороны, он встал и отвечал наугад:
– Черника, сэр.
Это была ошибка. В поэме не упоминалось о чернике.
– Ну конечно: надо же было что-нибудь человеку есть! – сострил учитель. Раздался смех. Довольный своим остроумием, учитель вызвал мальчика со средней скамейки:
– Что было еще в этом лесу?
– Поток, сэр.
– Совершенно верно. И что он делал?
– Журчал, сэр.
– Нет, нет, это ручей журчит, а поток?
– Ревел, сэр!
– Верно. Поток ревел. А что заставляло его реветь?
Мальчик стал в тупик. Другой – который, правда, не считался у нас блестящим учеником – высказал свое предположение:
– Девушка, сэр!
Тогда учитель изменил форму вопроса:
– Когда поток ревел?
Тут пришел опять на помощь третий мальчик:
– Позвольте ответить! Поток ревел, когда падал со скалы.
Многих это удивило… Промелькнуло представление о том, какой жалкий был этот поток: не стоило реветь всякий раз, когда падаешь со скалы. Но учитель остался доволен ответом.
– Ну а кто жил еще в лесу, кроме девушки?
– Птицы, сэр.
– Да, птицы жили в лесу, а кроме птиц?
Но наше воображение истощилось. Кроме птиц мы ничего не могли придумать.
– Ну же! – старался помочь учитель. – Как называются животные с хвостами, которые бегают по деревьям?
– Кошки, сэр!
Опять ошибка. Поэт не написал ни слова о кошках. Учитель хотел, чтобы мы назвали белок.
Остальных подробностей об этом лесе я так и не запомнил. Кажется, были еще там кусочки голубого неба, а на них тучи, и из этих туч шел иногда на девушку дождь.
Я тогда не понимал и теперь не понимаю, почему описание первых трех учеников было недостаточно."

В итоге, в моём изложении "Мещёрской стороны" было 6 строчек, включая мои фамилию и имя, а также фио автора и название произведения.

Так вот, про "Весну в Фиальте". Я с первой страницы начал бояться будущей рецензии, т.к. в общем и целом, это рассказ про лес. Точнее про Фиальт. Фиальт клёвый(для автора) и разный. А ещё в нём происходит не очень разнообразная история любви женатого главного героя и замужней женщины с печальным концом. Рассказ для любителей описательности на хорошем языке.

А теперь о моём позоре. Вообще-то, "Весна" очень короткая, даже не на полчаса чтения. Я мучался несколько дней, т.к. такую скорость повествования воспринимаю очень плохо. А поручили два произведения, второе "Между двух стульев" Клюева. Оно подлиннее, ну, думаю, ща соберусь, осилю и будет не стыдно писать рецензию. И благие намерения остались таковыми. На мой взгляд, "Между двух стульев" - это всего лишь очень плохая смесь "Алисы в стране чудес" и "Улитки на склоне". Поток сознания автора, на мой взгляд, не ведущий ни к какой цели. Нет, очень может быть, что где-то там есть и смысл, и вообще кайф от чтения - но я добраться не смог. С трудом прочёл треть и сломался. Успокоив совесть тем, что вроде бы одно порученное произведение я прочитал. Так что очень надеюсь, что в следующий раз либо у меня будет больше сил, либо поручат что-то переходящее к повествованию хотя бы на 50й странице.
Ещё было желание кому-нибудь отмстить, поручив читать "Коран", но потом я вспомнил, что сам многократно ошибался с выданными книгами.

Параллельно всему этому я продолжаю слушать радиоспектакли и даже иногда читать другие книги. Самое свежее - рассказы Аверченко в хорошей радиопостановке. Невероятно удачная версия. Сами рассказы весьма "радиографичны", а тут ещё и хорошие голоса, и актёрская игра... в общем, получил большое удовольствие. Кстати, важно понимать, что Аверченко, в отличие от Зощенко, писал ещё в Российской Империи.

Про "Доводы рассудка" пишу сейчас тут не потому, что дочитал, а потому, что, боюсь, никогда не дочитаю. С книгой всё в порядке, меня даже описательность не беспокоит - очень уж хороший язык и интересно написано. Проблема в том, что закладками я пользоваться не умею, а если отложить книжку на пару дней - то намертво забываешь, на какой странице остановился и что было написано в последних прочитанных главах. В результате я постоянно путаюсь в тексте, несколько раз начинал почти с начала. Наверное, ещё пару попыток предприму, но в жж решил написать сейчас.
Аристократическое семейство, в заметной степени состоящее из ограниченных или слишком себялюбивых людей, не хочет снижать свой уровень расходов, поэтому решает сдать свой большой фамильный дом и переезжает в небольшие поместья. А один из родственников новых арендаторов - это первая любовь единственной в семействе хорошей девушки, сейчас уже совсем взрослой.
Что там дальше - не знаю. Но читать приятно.
Tags: отзыв, я идиот
Subscribe

  • Про любовь на играх

    Все побежали и я побежал. На самом деле, не про любовь — а про отношения, эмоцию. Я даже делал про это мастер-класс на ВолКе с помощью Дятила…

  • Тайная война на РИ. А точнее, для РИ

    Я начал писать короткий пост по одному из вопросов, и как-то оно разрослось, даже в ЖЖ перенёс. Это мои рассуждения о том, какие элементы…

  • Фильмы, здоровье, память о ВОВ

    1.1. Посмотрел "Лигу справедливости". Просто плохое кино, очень штампованное, комиксовость слишком сильно выпячивается. Ни один смешной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Про любовь на играх

    Все побежали и я побежал. На самом деле, не про любовь — а про отношения, эмоцию. Я даже делал про это мастер-класс на ВолКе с помощью Дятила…

  • Тайная война на РИ. А точнее, для РИ

    Я начал писать короткий пост по одному из вопросов, и как-то оно разрослось, даже в ЖЖ перенёс. Это мои рассуждения о том, какие элементы…

  • Фильмы, здоровье, память о ВОВ

    1.1. Посмотрел "Лигу справедливости". Просто плохое кино, очень штампованное, комиксовость слишком сильно выпячивается. Ни один смешной…